ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАССАНДРЫ

Главной достопримечательностью Массандры является Массандров-

ский дворец.
В феврале 1880 года началась кладка фундамента дворца. В течение лета возводились стены, а весной 1881 года Кебах сообщал в Одессу: "Ваша светлость Мария Васильевна!.. С 15 марта установилась здесь весенняя погода, которая дала возможность начать кладку нового дома в Верхней Массандре и подвала. Вследствие заготовления в ненастное время камней, кладка ныне производится очень успешно и если так продержится погода, то второй этаж окончен будет в последних числах мая". Действительно, строительство дворца двигалось быстрыми темпами. Сам Бушар находился постоянно при постройке нового дома, что давало возможность быстро решать все вопросы. Уже к середине сентября того же 1881 года дворец был возведен под крышу. Читаем у Кебаха: "Каменная работа нового дома Верхней Массандры совершенно окончена, исключая парадной лестницы... приступлено к плотнической работе, кладут балки и делают стропила для крыши". Одновременно вокруг дома проводилась съемка земли, а внутри - работы по оборудованию водяного отопления, водопровода, вентиляции. Контракт на выполнение этих работ был заключен с Магнусом, который выезжал в Одессу, чтобы лично с Семеном Михайловичем решать "возникшие вопросы в отношении крыши, отопления и вентиляции", и постоянно совещался с Бушаром, "что, где и как лучше поставить". Магнус должен был установить на крыше флюгер и громоотвод, специально заказанный в Париже. Молва о будущем дворце быстро распространилась по Крыму. "В последнее время,- доносили из Ялты,- посещали новую постройку инженеры железных дорог, восхищались красотой кладки и отчетливостью карнизов".
В основе его лежал тип замка эпохи Возрождения во Франции, где искусство Возрождения развивалось на основе очень прочных и богатых местных готических традиций. В знаменитых французских королевских замках XVI века - Блуа, Шамбор, Шантильи, Шенонсо и др., расположенных в долине реки Луары и до сих пор представляющих национальную гордость Франции - ярко выраженные элементы Возрождения органично сочетались со средневековым стилем. Различные по форме и высоте башни, крутые островерхие крыши, затейливые мансарды придавали этим дворцам живописность.
В этих архитектурных памятниках поражает выразительность композиционных ритмов, строгость и ясность конструктивного решения, выверенность пропорций и богатство декора.
Взяв за основу особенности этих прославленных замков, варьируя некоторые характерные их элементы, Бушар очень тактично использовал в Массандровском дворце приемы французской архитектуры XVI века. Несмотря на то, что во внешнем его облике много элементов Ренессанса (почти плоское решение фасадов, четкое поэтажное членение, строгий ритм крупных оконных проемов), здание в целом больше походило на средневековое сооружение. Это объяснялось тем, что в композиционном решении архитектурных объемов, основной акцент архитектор сделал на двух круглых башнях, которые, как в средневековье, подчеркивали и выделяли вход. Именно они и создавали главный художественный образ здания. Кроме того, сама каменная кладка из крупного слабо обтесанного серого известняка усиливала характер суровости сооружения. Массивный, компактный по объемам, он смотрелся довольно романтично.
В то время растительность была не очень густой, во многих местах сквозь кроны деревьев просматривались причудливые очертания скал. Дворец органично вписался в этот горный ландшафт и своим видом навевал "что-то холодное и суровое". "Эта серая глыба с башней и странными контфорсами выхвачена прямо их средних веков. Она угрюма и мрачна, как остатки жилья какого-нибудь барона или маркграфа. Ее стиль неопределен... Но она импонирует... Этой природе, этим скалам и лесам, этому насупившемуся молчанию окружающего нельзя было дать товарища более подходящего, нежели этот дом", - таким он представал перед глазами путешественников. Сейчас мы об этом можем судить лишь по воспоминаниям современников, фотографиям тех лет и акварельным работам.
Еще одну особенность Бушаровского проекта необходимо подчеркнуть. Живописное пластическое решение основных объемом здания позволило архитектору, избежав однообразия и сухости, сделать дворец очень выразительным. Бушар отходит от симметричного решения фасадов: с южной стороны он проектирует квадратную башню, северную часть западного фасада заканчивает ризолитом, завершающимся высокой четырехскатной крышей трапециевидной формы с круглыми большими окнами. Это нарушало однообразие горизонтальных членений здания. В восточном фасаде выступающие на плоскости стены круглые башни, центральный ризолит с высоким покрытием, парадная полукруглая лестница - придавали дворцу ту живописность, которая и послужила основой для дальнейшего развития архитектурного образа при последующей перестройке дворца в конце XIX века.
Как указывают архивные источники, строительство дворца обошлось С. М. Воронцову в 120 тысяч рублей. Перед дворцом были разбиты обширные цветники, в которых преобладали розы. Уже в 1880 году, когда только закладывался дворец, садовник Юрьевич размножил свыше четырех тысяч самых лучших роз для будущей посадки вокруг этого нового дома.
Несмотря на типично западно-европейский характер бушаровского дворца, он оказался связанным с общими тенденциями развития не только зарубежной, но и русской архитектуры тех лет. На протяжении всего XIX века, начиная с 30-х годов, повсеместно - и в России, и в западно-европейских странах - развивается так называемый стиль историзма, характерный обращением к стилям более ранних эпох и использованием элементов различных стилей в одном здании, как в его планировочном решении, так и в отделке фасадов и интерьеров. Главной особенностью романтических построек было не столько выявление отчетливой характеристики используемого стиля, сколько стремление достичь гармонии с природой. В Массандровском бушаровском дворце выразительно проявились эти особенности стиля историзма.

Профессиональная

фотовидеосьемка

детских праздников.

Индивидуальные

фотосессии.

СТО "УНИВЕРСАЛ-СЕРВИС"