ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛИВАДИИ

   Главной достопримечатель-

ностью Ливадии является Ливадийский дворец.

   История строительства Ливадийского дворца
12 декабря 1909 года был утвержден проект дворца и сразу же, в этот день, начальник Главного Управления уделов князь Кочубей издает распоряжение возложить на классного художника архитектуры губернского секретаря Н. П. Краснова "все работы по сломке и сносу зданий Большого дворца, Фрейлинского и кухонного домов и возведению нового Дворца, Свитского дома, кухни, оборудование новых зданий, полный ремонт существующего здания дворцовой церкви, устройство новой подъездной дороги ко дворцу и переустройство прилегающей ко дворцу части парка", а также частичный ремонт дома министра двора (барона Фредерикса).
Управление уделов уполномачивало Краснова "выбирать себе помощников, чертежников, конторщиков, десятников и весь остальной низший персонал служащих при работах, закупать и заготовлять по своему усмотрению весь необходимый строительный материал, устанавливать цены на рабочих, материалы и на самые работы и выбирать фирмы, артели и отдельных лиц для сдачи им подрядным способом отдельных работ... заключать словесные и письменные договоры на разного рода подряды, поставки и работы, на условиях по ... своему усмотрению".
"Во всем,- говорилось в распоряжении,- что Вы на основании настоящего уполномочия законно совершите, Главное управление уделов верит, спорить и прекословить не будет".
В принятом решении о строительстве дворца были определены точные сроки окончания всех работ. Краснов должен был принять "все зависящие от него меры,- как говорится в этом документе,- к окончанию... всех работ и к оборудованию дворца и других при нем зданий с внутренней обстановкой к концу августа 1911 г.".
Получив это предписание, Краснов сразу же приступил к работе. В его распоряжение были предоставлены старые фрейлинский и свитский дома с соответствующей обстановкой. (Когда эти дома были разобраны, контора строительства была размещена в Ялте.) Уже к этому времени Красновым были выполнены все основные чертежи здания, эскизы оформления его интерьеров и рисунки для изготовления мебели.
При возведении Ливадийского дворца ярко проявился талант Краснова. Не только как архитектора, творчески мыслящего, обладающего безупречным художественным вкусом, но и как умелого организатора и руководителя всех строительных работ. Уже в январе 1910 г. он заключает целый ряд договоров с подрядчиками, различными фирмами, артелями, магазинами, поставлявшими материалы и выполнявшими определенные заказы, с мебельными и другими фабриками и мастерскими. По всей вероятности, самый первый договор архитектор заключил 12 января 1910 года с известным петербургским мебельным фабрикантом Ф. Ф. Тарасовым, которому передал рисунки, эскизы, чертежи мебели для Большой столовой. 21 января Краснов заключает договоры с двумя подрядчиками строительных работ: Г. С. Пасхалиди принял на себя обеспечение работ по возведению стен из инкерманского камня, а цоколь дворца из гаспринского известняка обязался выполнить И. С. Курочкин.
Для размещения рабочих необходимо было строить бараки, поэтому 22 января Краснов заключает подрядный договор с подрядчиком плотницких работ А. Ф. Канащенковым.
Для того чтобы сделать дворец интересным в архитектурно-художественном отношении, Краснов планирует использование самых различных материалов и в создании внешних пластических форм дворца, и во внутренней отделке его интерьеров. Для выполнения этих работ Краснов нашел для каждого материала соответствующего мастера, либо фабрику, фирму. Постепенно он заключает с ними договоры: 28 января был заключен договор с ялтинским владельцем каменотесной мастерской X. И. Калфа на изготовление из кримбальского камня 32-х колонн для оформления самой красивой части архитектурного дворцового ансамбля - итальянского дворика. 20 февраля договором с подрядчиком "каменно-гранитных ломок и мраморно-скульптурных работ" С. Л. Уберти (мастерская в Гурзуфе) на оформление главного портала дворца начинается плодотворное сотрудничество Краснова с этим мастером, поставлявшим скульпторов, работавших По каррарскому мрамору. 24 февраля ялтинский владелец мастерской мраморных изделий А. Е. Фирис принял заказ на выполнение резных деталей дворца из Балаклавского мраморовидного известняка. 10 февраля - договор с гражданским инженером С. И. Петровым на проведение железобетонных работ; 15 февраля - с К. И. Вальчинским об укладке паркета; 16 февраля - Ялтинским столярным мастером А. Р. Шиллингом на изготовление дубовых дверей и окон, а позже на оформление каштановым дере вом бильярдной. Этот список можно продолжать...
Все заказы, входившие в условия договоров, должны были выполняться в строгом соответствии с чертежами, рисунками и моделями, выданными Красновым.
В течение января 1910 года не только заключались договора, но и шла усиленная работа по подготовке места для строительства. К 15 января все было готово к сносу старых зданий: убрана вся мебель, бытовые и декоративно-прикладные предметы. Было закрыто сквозное движение через Ливадию, закрыт для осмотра Малый дворец. 21 января 1910 года - фотографом Семеновым, который фиксировал все работы, проходившие в Ливадии, был сделан последний снимок старого Большого дворца, а в феврале дворец был уже разобран.
С 21 января 1910 года началось финансирование строительства и учет всех расходов, связанных с сооружением дворца и его оформлением. Было утверждено, что Главное управление уделов будет перечислять в Ливадию ежемесячно по 100 тысяч рублей. 1 февраля в Ялтинском банке был открыт специальный счет № 69 - "постройка дворца Его Императорского Величества в Ливадии", но вскоре он был закрыт и заменен с 11 февраля новым текущим счетом № 70 "Кабинет Его Величества" в том же Ялтинском банке с 4% годовых. Как указывалось в одном из отчетов управляющего Ливадско-Массандровским управлением от 25 февраля "на уплату по ордерам строителя дворца архитектора Краснова требуется в среднем по 15 тысяч в неделю". В ежемесячных отчетах о строительстве точно подсчитывались все расходы: "На 28 апреля,- читаем мы в одном из таких отчетов,- осталось 72 644 рубля, хватит Краснову не более как на две недели". "На 1 марта по ведомостям Краснова уплачено 66 тыс. 829 руб. 72 коп.,- говорится в очередном отчете,- просьба к 15 марта выслать еще 100 тысяч".

   Работа по оформлению интерьеров Ливадийского дворца
Самая большая и ответственная работа во время строительства дворца была проведена по художественно-декоративному оформлению интерьеров. Каждому из помещений архитектор придал свой особый художественный образ, где все детали отделки были им строго продуманы и решены с учетом создания целостной гармонии. Архитектор сделал много рисунков, эскизов, чертежей всех элементов декора. Для воплощения замысла архитектора им были приглашены опытные мастера: лепщики, скульпторы, резчики по дереву, камню, которые на высоком художественном уровне выполняли сложные детали декоративной отделки комнат.
В оформлении интерьеров и изготовлении мебели были использованы самые разные породы деревьев: дуб, орех, красное дерево, ясень, клен (в том числе розовый клен), ольха, грушевое дерево и местные породы деревьев - каштан, тис, чинара, бук. Иногда употребляли дерево тонированное (бойцованное) под определенный цвет, например, в рабочем кабинете императора - "дуб, бойцованный в зеленый цвет".
Созданию в интерьерах комфорта и уюта способствовала и мебель, соответствующая назначению каждой комнаты. Краснов предусмотрел все, чтобы жить в этих помещениях было удобно. Для каждой комнаты он проектирует индивидуальную мебель, стремясь создать максимум удобств. Так, например, в приемном кабинете проектируется кресло с пюпитром для чтения, в кабинете императрицы - письменный стол с выдвижной доской для рисования, в рабочем кабинете Императора - большой стол, как бы разделяющий комнату на две части - рабочую и для отдыха.
Самое большое помещение - Парадная столовая - было задумано архитектором как светлый, торжественный зал, выдержанный в стиле эпохи возрождения. Его стены и потолок должны были украшать только светлые лепные рельефные орнаменты.
Выполнение художественно-лепных работ было поручено известной московской фирме братьев Антона и Юлиуса Аксерио (Москва, Уланский переулок). Как говорилось в рекламе этой фирмы, она производила "работы из искусственного мрамора, скульптурные работы, работы белым цементом, мрамором, стеклянную и раковинную мозаику". Имела собственный гипсовый завод в Берлине.
10 мая 1910 года Краснов заключает договор с Аксерио на художественно-лепные работы в интерьерах дворца. "Все лепные работы,- говорилось в договоре,- должны быть исполнены лучшими лепщиками-скульпторами и отлиты из лучших материалов - томленого гипса с клеем и примесью краски".
Исполнение этих работ началось со столовой. В договоре было дано задание производить лепную работу потолка столовой "с изготовлением моделей по образцу исполнения таковой работы как в зале Государственного Совета в Мариинском дворце".
Потолок в столовой, по проекту Краснова, предлагалось сделать с кессонами и тягами. 28 пилястр предписывалось покрыть белым английским цементом, стены и художественную лепку потолка - гипсовым раствором с применением клея. Договором был точно определен срок выполнения этих работ: с 15 июня 1910 года до 1 января 1911 года. За каждый просроченный день - штраф 50 рублей. Обуславливалась плата за кессоны на потолке - 2200 руб., за 28 пилястров - 5 тысяч, за лепные детали потолка - 10 тысяч, за лепные работы на стенах - 12,5 тысячи.
Кроме этого, фирме поручалось выполнить лепные работы в вестибюле к 15 марта 1911 года на сумму 20 тысяч рублей (неустойка - 25 руб. в день). Для выполнения сложных лепных работ необходимо было изготовить хорошие модели. С этой целью Аксерио пригласили опытных скульпторов.

Профессиональная

фотовидеосьемка

детских праздников.

Индивидуальные

фотосессии.

СТО "УНИВЕРСАЛ-СЕРВИС"