ИСТОРИЯ ФЕОДОСИИ

Возникновение Феодосии
Район Феодосийского залива был облюбован людьми издревле. Здесь встречаются кремневые орудия эпохи палеолита, неолитические стоянки в устьях Черной и Песчаной балок и у с. Фронтовое, энеолитические памятники кеми-обинской культуры. Непрерывность жизни в данной местности засвидетельствована памятниками эпохи бронзы II тыс. до н. э. (Феодосия, Коктебель, Щебетовка).
На рубеже II-I тыс. до н. э., незадолго до прибытия греков, господствующей группой населения в Северном Причерноморье были известные по литературной традиции и археологическим материалам киммерийцы. Теснимые скифами, они покинули в конце VIII в. до н. э. обжитые области и отправились в Переднюю и Малую Азию.

Античная эпоха
Эллинское государство на берегу Феодосийского залива
Первые поселенцы.
О раннем периоде жизни греческого поселения на берегу Феодосийского залива мы знаем совсем немного. Первопоселенцы жили в землянках и полуземлянках. Рано начали осваивать плодородные земли богатого края; сельское хозяйство доставляло необходимые продукты питания, избытки их вывозились. Земледельцы получали участки за пределами колонии, на ее сельской территории, которую греки называли хорой. Это были ближайшие окрестности Феодосии: примыкавшая к заливу равнина, морское побережье, горные склоны. Разводили домашних животных, ловили рыбу, охотились. Зарождалось и развивалось ремесленное дело: строительное, плотницкое, столярное, металлообрабатывающее, керамическое, ткацкое, ювелирное. Основными производителями в сельском хозяйстве и ремесле были сами поселенцы, собственники небольших хозяйств.
Наладили торговлю. Вино, оливковое масло, посуду высокого качества, изделия из металла получали из Греции, в первую очередь с западного побережья Малой Азии и соседних с ним островов (Хиоса, Самоса, Родоса), с конца VI в. активизировалась торговля с Афинами. Раскопки на феодосийском Карантине принесли фрагменты керамики второй половины VI - начала V в. до н. э. разных центров производства, но афинские заметно преобладали.
Феодосийский полис.
Вскоре Феодосия (подобно Пантикапею и Нимфею - в Восточном Крыму; Фанагории, Гермонассе и Кепам - на Таманском полуострове) вырастает в самостоятельное государство-полис.
Полисная организация в основном сложилась повсеместно в Элладе к концу VI в. Полис стал важнейшей формой общежития античных народов, их социально-экономической, политической и духовной организации. Вырос он из сельской общины и представлял собой государство-общину, но общину особую - гражданскую. Она состояла из коллектива граждан, которые были собственниками земельных наделов и воинами, людьми, заинтересованными в том, чтобы участвовать в политической и культурной жизни своего родного города. Экономическую основу полиса составляла такая форма собственности на землю, которую можно назвать и коллективной (государственной, общинной), и индивидуальной (частной). Государство следило за тем, как отдельные граждане пользовались своими земельными наделами, и заботилось о сплоченности гражданского коллектива. Имущественного равенства в нем, конечно, не было: он состоял из слоя сравнительно крупных землевладельцев и основной массы мелких и средних хозяев - крестьян, ремесленников. В полисе жили также свободные неграждане и рабы. Одной из особенностей полисной организации было наличие народного собрания граждан. Имелись и другие органы управления: совет (буле), выборные должностные лица (магистраты), суд. Полис - это республика (хотя известна и тираническая форма правления). Республики, однако, были разными: демократическими, аристократическими, олигархическими.
Колонии греков с самого начала своего существования политически не зависели от метрополий, хотя обычно поддерживали с ними дружественные отношения и разнообразные связи. Поначалу апойкии представляли собой небольшие поселения. Постепенно увеличивались их территория, число жителей, изменялся внешний облик. Пришельцы активно осваивали соседние земли. Иными словами, поселение перерастало в город, одновременно шел процесс формирования небольшого государства-полиса. Центром его, как правило, был город. Он состоял из акрополя - верхнего города, обычно располагавшегося на возвышенности и первоначально являвшегося укрепленным убежищем, а впоследствии политическим и религиозным центром, и раскинувшегося у подножия холма нижнего города с рынком-агорой, ремесленными кварталами, жилыми и общественными постройками.
Акрополь Феодосии находился на Карантинной горке, сохранившей следы жизни архаического времени.
Нужно, однако, иметь в виду, что поначалу апойкии представляли собой поселения, состоявшие из примитивных построек, должно было пройти немало времени (лет 70 - 80), прежде чем численность поселенцев значительно увеличилась и поселки превратились в города. Переход от землянок и полуземлянок к наземному домостроительству (сырцово-каменным жилым домам), прокладывание улиц, возведение зданий общественного назначения и формирование прочих городских атрибутов происходят в конце VI - начале V в.
В это раннее время города были небольшими, так, площадь Пантикапея (заведомо большего по размеру, чем Феодосия) приближалась к 9 га, число жителей в нем вряд ли превышало две-три тысячи человек.
Феодосия - город.
Из небольшого поселка на берегу залива Феодосия превращается в город со всеми присущими ему атрибутами. Жилые дома, хозяйственные и общественные постройки, оборонительные стены, колодцы, иные гидротехнические сооружения возводятся руками местных мастеров. Раскопки И. Зеест на Карантине выявили остатки здания V в. Высота сохранившейся части стены доходит до 2 м, она сложена из хорошо отесанных, уложенных насухо, без связующего раствора, больших блоков местного песчаника. Ее поверхность была расписана, о чем свидетельствуют обломки штукатурки красного и желтого цвета. Не исключено, что это здание входило в архитектурный комплекс акрополя: о том говорят его монументальность и отсутствие мусорных остатков. Просуществовало оно недолго и было разрушено уже в первой половине IV в.
К V - IV вв. относится еще одно, вскрытое на Карантине раскопками Б. Петерса, сооружение. Его размеры - 11 x 5 м. Двухпанцирные стены с каменно-глиняной забутовкой сложены из известняковых камней в технике, близкой к полигональной. В одном месте сохранились остатки кладок из сырцового кирпича поверх каменного цоколя стен. С наружной стороны сырцовые стены белились, с внутренней штукатурились. В северо-восточном углу - очаг с золой. Здание было жилым.
Судя по описанным постройкам, уровень городского благоустройства был довольно высоким. Акрополь окружала оборонительная стена (археологически пока не прослежена). На акрополях эллины возводили храмы, алтари, жертвенники. Обнаруженные на Карантине терракотовые статуэтки и фрагменты сосудов с процарапанными на них именами божеств могли быть приношениями в храм жителей города и его округи. Раз найдены приношения богам, значит, где-то поблизости находились и жилища богов - храмы.
За пределами города располагался некрополь - курганный могильник на северном склоне и вершине Тепе-Оба с захоронениями V-III вв. до н. э.
Ремесла. В строительстве использовалась местная глина. Из нее делали кирпичи, черепицу, архитектурные украшения. Особенно много глины шло на изготовление посуды, тары для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Выделить из всей массы керамики, найденной в Феодосии и сельских поселениях, изделия местного производства нелегко. В основном это была, по всей видимости, простая кухонная и столовая посуда. В то же время определяются центры производства значительной части привозной керамики - расписных сосудов и тары. Из глины делали также рыболовные и ткацкие грузила, пряслица, светильники, статуэтки.
Известны и другие производства: прядильно-ткацкое, кожевенное, косторезное. Мастерские ремесленников представляли собой частные предприятия, в которых использовался труд свободных и рабов.
Торговая деятельность. Внешнеторговые связи, преимущественно морские, играли важную роль в экономике Феодосийского государства. Торговыми контрагентами выступали города Балканской Греции, Ионии, Эгейских островов, Причерноморья. К V в. греческое мореплавание достигло больших успехов, греки плавали в открытом море на трассах большой протяженности.
Роль Афин в коммерческих предприятиях была исключительной. Порт Феодосии - ближний на пути афинских и других греческих кораблей к Керченскому проливу. Со второй половины V в., после окончания Греко-персидских войн, торговые отношения Аттики (область в Средней Греции, на территории которой находилось Афинское государство) с Феодосией стали более оживленными, а к концу столетия особенно интенсивными. Это подтверждается самым большим числом аттических ваз и терракотовых статуэток среди находок конца V - начала IV в. на Карантине.
Греческий писатель Плутарх сообщает, что глава Афинского государства Перикл "с большой эскадрой, блестяще снаряженной", прибыл в Понт и "сделал для эллинских городов все, что им было нужно, и отнесся к ним дружелюбно; а окрестным варварским народам, их царям и князьям он показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые плывут куда хотят, и все море держат в своей власти". Он посетил Синопу и, видимо, некоторые другие южнопонтийские города. Исследователи склонны считать, что афиняне, будучи весьма заинтересованными в поставках хлеба из Северного Понта и вербовке новых союзников, побывали и здесь. Вполне вероятно, что эскадра зашла в Нимфей, Ольвию, не исключено, что также и в Феодосию, богатую хлебом и сохранившую независимость от Боспорского государства, внушавшего афинянам некоторые опасения. Понтийская экспедиция Перикла датируется в пределах 438-436 гг. Можно предположить, что тогда же Феодосия стала членом Афинского морского союза, созданного еще в 478 г. для борьбы с персами и не имевшего срока действия. Если это так, то Феодосия не избежала участи других союзников и платила налог в союзную казну.
В V в. в Феодосию (а через нее в соседние сельские поселения) вино и оливковое масло поступали в амфорах из Хиоса, Милета, Самоса, Лесбоса, Фасоса, Менды; с начала IV в. появляются товары из Родоса, Пепарета, Самофракии, центров Южного Причерноморья - Гераклеи, Синопы; особенно крепнут торговые и политические узы с Гераклеей - два десятка ее амфорных клейм первой четверти IV в. выявлены на месте античной Феодосии (в дальнейшем их число возрастало), а феодосийская монетная чеканка близка некоторым типам гераклейских и херсонесских монет; думается, можно даже говорить о заимствовании монетных типов Феодосии гераклейской колонией Херсонесом Таврическим; примечательно и то, что в Херсонесе обнаружено некоторое количество феодосийских монет разных выпусков. Феодосийцы поддерживали торговые связи с государствами Восточного и Северного Причерноморья, в том числе с боспорскими городами.
В греческие порты из Северного Понта везли пшеницу, рыбу, шерсть, кожу, лес, рабов. Анализ этникона невольников, труд которых использовался в Аттике во второй половине V в., дал основание Т. Блаватской предположить, что рабов-скифов афиняне получали из Ольвии или Феодосии. Этот промысел должен был составлять значительную статью доходов местных торговцев. Взамен феодосийцы традиционно получали оливковое масло, вино, посуду, предметы художественного ремесла.
Рост производства и торговых операций в городах Восточного Крыма и Таманского полуострова вызвал к жизни потребность в деньгах, реализованную в выпуске монет Пантикапеем уже с середины VI в., другими полисами, в том числе Феодосией, - в последней четверти - конце V в. (О. Мельников не исключает, что первые монеты Феодосии появились еще в конце VI - начале V в.).
С соседними племенами обменивались товарами, не прибегая к помощи денег.

В составе Российского государства
По указу императрицы
После присоединения Крымского полуострова к Российской империи началась новая эпоха в истории города. Уже в начале следующего, 1784 г. Кефу (Каффу, Кефе) переименовали в Феодосию. На волне так называемого греческого проекта (в российских верхах в то время витали идеи создания греческого государства во главе с внуком Екатерины II Константином) и в память о древних эллинских поселениях Причерноморья многие из городов в новых русских владениях получили греческие названия. Но только Кефе (отчасти случайно) вернули ее подлинное древнее имя. Впервые город был назван Феодосией в правительственном Указе от 10 (21).02.1784 г.: "Город Феодосию (Кефу)... укрепить, поправя старые замки и снабдя их артиллериею". Однако неофициально Феодосию, еще долго находившуюся как бы в тени своей предшественницы, часто называли Каффой (Кефой). На некоторых европейских географических картах название "Каффа" вместо "Феодосия" встречалось вплоть до середины XIX в. и даже позже.
Несколько раз в конце XVIII - начале XIX в. менялся административный статус города. До 1787 г. Феодосия находилась в составе Левкопольского уезда Таврической области. В 1787-1796 гг. она становится уездным центром в Таврической области. После упразднения последней входит в состав Симферопольского уезда Новороссийской губернии. В октябре 1802 г. превращается в уездный город Таврической губернии.
Переселение христиан в Приазовье в 1779 г. и массовая эмиграция мусульман после Указа о присоединении Крыма к России резко сократили численность населения полуострова, особенно приморских городов. В подробном описании к плану Феодосии 1784 г. названо 20 греческих домов, 30 армянских, 697 турецких, 69 еврейских; 29 мечетей, 13 греческих церквей, 22 армянские церкви, 6 общественных бань, 33 фонтана и водоема, загородный ханский дворец с монетным двором, несколько караван-сараев. Из 813 находившихся в городе домов большинство пустовало.
В конце XVIII в. Кефа-Феодосия утратила свое ведущее положение в торговле Северного Причерноморья. Округа города была малолюдна и разорена, отсутствовали удобные дороги между феодосийской гаванью и внутренними районами страны. В результате обладавший великолепной гаванью город не мог на равных конкурировать с новыми российскими портами на Черном море, расположенными ближе к сырьевым районам страны или находившимися на берегу судоходных рек. Резкое уменьшение численности населения (в 1787 г. в городе проживало около 2000 человек, в 1800 г. - 50 семей, в 1802 г. - 290-323 человека) и упадок торговли привели его в конце XVIII в. к глубочайшему кризису.
Правительство делает попытки возродить былое торговое значение Феодосии. Вскоре после присоединения Крыма к России здесь устраивается одна из трех главных таможен Крыма. В 1787-1788 гг. на бывшем ханском монетном дворе чеканится русская "Таврическая" монета. В 1787-1799 гг. Феодосия становится центром православной Феодосийско-Мариупольской викарной епархии. Епископы Феодосийско-Мариупольские служили в старинной феодосийской греческой Введенской церкви. Городу и его жителям (особенно новым поселенцам) предоставлялись торговые и другие льготы. Но возрождению помешала новая война с турками, и жизнь в городе постепенно замирала. С упразднением в 1796 г. Таврической области он вообще был исключен из списка штатных городов империи.
Еще одна попытка возродить Феодосию предпринимается в 1798 г. в связи с учреждением в Крыму порто-франко, то есть беспошлинной торговли. Феодосийская и евпаторийская гавани определяются для ввоза на полуостров заграничных товаров и вывоза за рубеж отечественных. Кроме того, Феодосия, которой возвращается статус города, назначается "главным пристанищем для приезжающих в Крым греков", получивших здесь значительные льготы и привилегии. Но режим беспошлинной торговли не привел к экономическому расцвету края. В конце 1799 г. порто-франко упразднили, и с его отменой, казалось, растаяли все надежды на возрождение города.
В начале нового века
С учреждением при императоре Александре I Таврической губернии (10(22). 10.1802 г.) Феодосия вновь становится уездным городом.
Многие дома, казармы, административные и другие постройки новой Феодосии были сложены из камня, собранного на средневековых развалинах. Неудивительно, что в наши дни при сносе старых строений в кладках стен нередко находят средневековые плиты с надписями и гербами, рельефы, архитектурные детали. Оставались и незастроенные пустыри. Парков и садов не было за исключением городского бульвара, устроенного на месте разобранных по распоряжению градоначальника Феньша крепостных стен морского фасада Каффы (бульвар на ул. Горького - бывш. Итальянская).
Стремительно, в основном за счет переселенцев из иных мест росла численность населения Феодосии. В 1809 г. в городе проживало до 4 000 человек, в 1812 г. - до 5 000. Население крымских городов, как и прежде, отличалось многонациональным составом. Крепостное право ограничивало свободу перемещения внутри империи. В результате рост численности населения Феодосии, как и других южных городов, происходил за счет выходцев из-за границы, при этом многие из новых феодосийцев сохраняли иностранное подданство. По свидетельству англичанки М. Холдернес, проживавшей вблизи Феодосии в 1816-1820 гг., в городе можно было встретить потомков "более чем пятнадцати разных наций".
В 20-е гг. XIX в. город постепенно утрачивает свое привилегированное положение в черноморской торговле. Сказалось отсутствие удобного сообщения с внутренними районами страны и развитой сельскохозяйственной округи. Феодосия не выдержала конкуренции со стороны Одессы, и портов азовского побережья. Значение главного порта Восточного Крыма перешло к Керчи - "воротам" в Азовское море, торговые обороты феодосийского порта снизились. Отныне о заграничной торговле Феодосии было принято говорить как об "обещающей обширно развиваться".
И все-таки город продолжал жить. В 1836 г. на его 17 мелких предприятиях было занято 98 рабочих. В нем трудилось 60 ремесленников, насчитывалось 35 лавок, 3 трактира и гостиницы, 9 харчевен, 16 кофеен.
Со второй половины XIX в. среди жителей Феодосии преобладали русские. Второе место в XIX в. принадлежало крымским татарам, несмотря на уменьшение крымскотатарского населения после Крымской войны. В конце XIX - начале XX в. значительно увеличилось количество евреев, и к началу XX в. они стали второй по численности национальной общиной города.
Власти были обеспокоены утратой Феодосией своего прежнего состояния. После Крымской войны начинается строительство Московско-Феодосийской железной дороги (работы велись в 1857-1860 гг. при участии французов). Несколько ожививший полусонный город железнодорожный проект завершился, тем не менее, крахом. Промышленность по-прежнему была развита слабо. Торговые обороты порта оставались незначительными.
Во второй половине XIX в. в Феодосии некоторое время находился центр Нахичевано-Бессарабской армяно-григорианской епархии. Управлял ею архимандрит Габриэл Айвазовский (1812-1880 гг.), старший брат художника И. Айвазовского. В 1858 г. при содействии купца А. Халибова из Нахичевани-на-Дону архимандрит Габриэл открыл в Феодосии общеобразовательное армянское училище с типографией при нем (закрыто в 1871 г. В здании бывшего Халибовского училища с 1874 г. размещался учительский институт. До нашего времени оно не сохранилось).
Во второй половине XIX в. город приобретает известность места недорогого летнего отдыха. О нем писали: "Самый климат располагает к беспечности и лени... Купанье в Феодосии считается лучшим во всем Крыму, и оно действительно лучшее: бархатное дно, изрядные купальни и один только недостаток - неопрятное содержание самого морского берега". В. Кондараки (1883): "В Феодосии прекрасное купание, жизнь не дорога, климат здоровый, часты ветры с моря и гор, резких колебаний температуры (летом) не бывает, виноград и другого рода плоды недороги... Феодосия есть лучшее место для сезонной жизни неизбалованных и небогатых больных". Еще одно замечание (Г. Караулов, М. Сосногорова. 1883): "Феодосия теперь незначительный уездный город... По красоте своего местоположения Феодосия напоминает несколько небольшие итальянские города на берегах Средиземного моря".
И вновь расцвет.
3 (15) августа 1892 г. произошло одно из самых значительных событий в истории Феодосии. В этот день после долгих лет ожидания и неудачных попыток была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги.
Нужно сказать, что становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания. Поэтому неудивительно, что за право иметь железную дорогу велось ожесточенное соперничество между городами региона. Более удачливыми конкурентами Феодосии в разное время были Одесса, города Приазовья, Севастополь.
О феодосийской железной дороге заговорили еще в 20-е гг. XIX в., когда англичане предложили императору Александру I соединить железнодорожной трассой Феодосию и Москву. Реальный шанс получить железную дорогу появился у Феодосии после Крымской войны. В 1857 г. "Главное Общество Российских Железных Дорог", учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из железнодорожных ветвей должна была прийти в Феодосию. Но из-за финансовых неурядиц работы на феодосийском участке уже в 1860 г. были прекращены.
Но три года железнодорожного строительства изменили и город, и его жителей. В это время из провинциального, богом забытого захолустья Феодосия превратилась в сказочный магнит, притягивавший людей и деньги. В 1857-1860 гг. город пережил настоящий строительный бум. Стоимость земельных участков возросла в несколько раз. Возникали новые фирмы, конторы. Тихую жизнь феодосийского общества буквально взорвали хлынувшие в город иностранцы - инженеры, коммерсанты, впрочем, также авантюристы и мошенники. Феодосийцы начали ощущать себя частью Европы. И когда проект лопнул, жители города, ранее наблюдавшие за железнодорожными хлопотами как бы со стороны, начали активную борьбу за железную дорогу.

От Первой Мировой до наших дней
В бурях Гражданской войны
Феодосия была вторым после Севастополя городом Крыма, в котором победили большевики. В январе 1918 г. советским становится весь полуостров. В марте 1918 г. провозглашается Советская Социалистическая Республика Таврида, но в апреле на крымскую землю вступают войска кайзеровской Германии. 30 апреля 1918 г. на восемь месяцев они занимают Феодосию.
В Крыму в это время создается Краевое правительство во главе с генералом М. Сулькевичем. В ноябре 1918 г. после революции в Германии на полуострове появляются войска Антанты и части Добровольческой армии генерала А. Деникина. Феодосиец С. Крым становится председателем, премьер-министром и министром земледелия и государственных имуществ во втором Краевом правительстве (ноябрь 1918 - апрель 1919 гг.). Соломон Самойлович Крым (1864-1936 гг.) - караим, видный политический деятель, депутат Государственной Думы, крупный землевладелец, предприниматель, известный ученый-агроном и винодел, член ТУАК, основатель Таврического университета (умер в эмиграции во Франции).
В середине апреля 1919 г. в Феодосию вступили части Красной Армии. Добровольцы при поддержке артиллерии кораблей Антанты закрепились на Акмонайском перешейке. Феодосия оказалась прифронтовым городом. В мае 1919 г. была провозглашена Крымская Советская Социалистическая Республика, но уже в июне 1919 г. деникинцы вновь заняли весь Крым.
Вооруженные Силы Юга России под командованием А. Деникина, а с апреля 1920 г. - П. Врангеля контролировали полуостров более года. В ноябре 1920 г. здесь окончательно утверждается советская власть. В Феодосию части Красной Армии вступают 14 ноября 1920 г.
Братоубийственная война сопровождалась террором (белым и красным), разгулом бандитизма. Террор продолжался и после окончания боевых действий. В Крыму свирепствовали голод, эпидемии.
В годы Гражданской войны в Феодосии по разным причинам оказались видные представители русской интеллигенции: писатели, поэты, музыканты, композиторы. "В период нахождения в Феодосии Добровольческой армии (1919- 1920 гг.) здесь скопилось много деятелей искусств, спасавшихся от ужасов Гражданской войны. Они организовали Феодосийский литературно-артистический кружок (ФЛАК). ...В кружке участвовали тогда еще малоизвестные поэты, ставшие впоследствии знаменитостями. Среди них были О. Мандельштам, М. Цветаева, М. Волошин, И. Эренбург, В. Вересаев, М. Кудашева... Они устраивали литературно-музыкальные вечера, лекции, выпустили несколько альманахов. Кружок существовал до прихода Красной Армии". "На Итальянской улице ... было оборудовано кафе-кабаре "Чашка чая". Там проводились выступления артистов, также оказавшихся в городе случайно. ...Самыми замечательными были выступления Александра Вертинского и исполнительницы эстрадных песен Изы Кремер" (из воспоминаний А. Ермолинского 1911 - 1935 гг.).
Для многих город на берегу Феодосийского залива оказался последним уголком Родины. Тысячи мирных людей вынуждены были бежать из родных мест. Осенью 1920 г. феодосийский порт стал одним из основных пунктов белой эмиграции.
Великая Отечественная
Тяжелые испытания выпали на долю Феодосии во время Великой Отечественной войны. В 1941 -1944 гг. ее дважды оккупировали вражеские войска. Во время войны здесь погибли тысячи мирных жителей. В декабре 1941 г. более 2 тыс. евреев и крымчаков Феодосии были казнены фашистами в противотанковом рву на западной окраине города. На этом месте установлен памятник жертвам холокоста. "Обобщенные данные по жертвам немецко-фашистской оккупации в городе таковы: 7 993 мирных жителя расстреляны, 7 замучены, 3 тыс. увезены в рабство. Расстреляны 300 советских военнослужащих. На сентябрь 1945 г. общее количество жертв составило 11 300 человек" (Гос. архив при Совмине АРК. Ф.Р.- 1289. Оп.1. Д.18. Л.З).
Многие феодосийцы не вернулись с фронта. Одной из горьких страниц войны стало выселение из Крыма, в том числе из Феодосии, крымских татар, немцев, греков, армян.
Уже на второй день войны в небе над Феодосией появились вражеские самолеты. Летом-осенью 1941 г. через ее порт проводится эвакуация предприятий и учреждений Крыма, мирных жителей, перевозятся военные грузы. На базе народного ополчения в городе формируется одна из четырех крымских дивизий (в дальнейшем - 320-я стрелковая дивизия). Создается партизанский отряд. В годы оккупации действуют подпольные организации.
Немецкие и румынские части заняли Феодосию 3 ноября 1941 г. Но уже 29 декабря 1941 г. город был освобожден в ходе крупнейшей десантной операции советских войск. В его укрепленный противником порт с боевых кораблей и транспортов Черноморского флота высадились войска 44-й армии генерал-майора А. Первушина. 29-31 декабря 1941 г. сюда было доставлено 23 тыс. бойцов и командиров, 133 орудия и миномета, 34 танка, 334 автомашины и транспортера, 1550 лошадей, около 1 тыс. т боеприпасов.
В результате Керченско-Феодосийской десантной операции всего за 8 дней на Керченский полуостров и в Феодосию высадились 42 тыс. человек, доставлено 198 орудий, 256 минометов, 43 танка, 48 автомашин и тракторов, 1802 лошади, 1579 т грузов. 25 декабря 1941 - 2 января 1942 г. освобождаются Керченский полуостров и Феодосия, заодно отвлекаются силы врага от Севастополя.
Однако развить наступление в глубь Крыма не удалось, и уже 17 января 1942 г. наши войска вновь оставили Феодосию. Почти четыре месяца линия фронта проходила по Акмонаю. 21 мая 1942 г. враг полностью занял Керченский полуостров; 4 июля 1942 г. пал Севастополь.
Окончательно полуостров был очищен от оккупантов весной 1944 г. Части отдельной Приморской армии, наступавшей со стороны Керчи, освободили Феодосию 13 апреля 1944 г. В этот день Москва салютовала освободителям города. Девять частей и соединений Советской армии, отличившиеся в боях за него, получили почетное наименование "Феодосийские".
Годы войны навсегда изменили облик города. В Феодосии было уничтожено более половины жилищного фонда, погибли многие украшавшие ее здания, разраблены и разрушены предприятия и учреждения. Об этом трагическом и героическом времени сегодня напоминают нам памятники и названия некоторых улиц города.
Сразу после освобождения началось восстановление зданий, предприятий и учреждений, морского порта и иных городских объектов. Уже в 1944-1945 гг. заработали предприятия пищевой промышленности, табачная и чулочная фабрики, порт, кирпичный завод. В работах по расчистке города от руин участвовали бригады добровольцев, в том числе специализированные бригады из женщин-домохозяек.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1982 г. "за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве" город Феодосия был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Начиналась мирная жизнь. Город вновь возрождался...
На рубеже тысячелетий
Ныне Феодосия - город республиканского подчинения Автономной Республики Крым, исторический, экономический, научный и культурный центр Юго-Восточного Крыма, важная черноморская гавань Украины, транспортный узел (автомобильное и железнодорожное сообщение, судоходство), курорт. Его многонациональное население составляет более 80 тыс. человек. В городе около 30-ти средних учебных заведений (школы, лицеи, гимназия, профессионально-технические училища, техникум), детские художественная и музыкальные школы. Высшие учебные заведения в основном представлены филиалами и факультетами иногородних институтов и университетов.
В административном подчинении Феодосийского городского совета находятся 16 населенных пунктов, в том числе Приморский, Орджоникидзе, Коктебель, Курортное, Щебетовка, Краснокаменка. Основные сельскохозяйственные отрасли - виноградарство и виноделие, птицеводство. В регионе, учитывая население самого города, проживают около 108 тыс. человек (плотность населения - более 300 человек на 1 кв. км).
Со второй половины XX в. в Феодосии активно развивается промышленность, в том числе наукоемкие производства. В недавнем прошлом стабильно работали десятки крупных предприятий, учреждений и организаций. Были представлены машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, виноделие. Значительный вес имели предприятия военно-промышленного комплекса (судостроение, оптическое производство, аэрокосмический комплекс), в том числе научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. Вблизи города проводились испытания новейших образцов авиационной техники. В Феодосии проходил один из этапов подготовки к космическим стартам всех советских космонавтов начиная с Ю. Гагарина.
В наши дни многие из бывших флагманов экономики ищут свое место в новых реалиях. Главные "доноры" городского бюджета - Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами и Феодосийский морской торговый порт. Из года в год растет количество предприятий мелкого и среднего бизнеса. Осенью 1999 г. в Феодосию пришел природный газ. Полным ходом идет газификация Большой Феодосии. Сегодня Феодосия считается одним из наиболее динамично развивающихся городов Крыма.
Оживление хозяйственной деятельности особенно заметно летом. В последние годы все больше внимания уделяется развитию курортной Феодосии, инфраструктуры курорта, сети гостиниц, кафе, ресторанов, индустрии развлечений.
В 1971 г. в Феодосию пришла днепровская вода Северо-Крымского канала.
Зарождение феодосийского курорта относится к рубежу XIX - XX вв. Но подлинное его становление приходится на советское время. Впрочем, долгие годы полнокровное развитие курорта сдерживалось "военно-промышленным" характером города. Сегодня в регионе работают более 80-ти санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, в том числе санатории, пансионаты, базы отдыха, Дом творчества писателей в Коктебеле. Наиболее крупные санаторно-курортные учреждения города - санатории "Восход" и Министерства обороны Украины, детский санаторий "Волна". Они специализируются на лечении заболеваний органов дыхания нетуберкулезного характера и органов пищеварения. Некоторые из здравниц региона действуют круглогодично. Во многих санаториях можно пройти курс лечения по курсовкам. Такая форма курортного лечения удобна жителям города и неорганизованным туристам - "дикарям", составляющим основную массу отдыхающих. В санаториях широко используются лечебные свойства минеральной воды "Феодосийская".
С Феодосией связаны многие замечательные страницы истории отечественного спорта. На ее спортбазе "Динамо" тренировались прославленные советские тяжелоатлеты. В акватории Феодосийского залива традиционно проводятся соревнования по виндсерфингу. Сложный рельеф Юго-Восточного Крыма, сеть извилистых дорог привлекают спортсменов-велосипедистов. Популярны в городе массовые виды спорта. Так, например, феодосийские команды регулярно участвуют в чемпионатах Украины и Крыма по футболу среди ветеранов. Тридцать лет назад в Феодосии был создан туристический клуб "Карадаг".
В последние годы Феодосия приобрела и славу одного из центров воздухоплавательного спорта на территории СНГ. В мае 2004 г. уже восьмой раз подряд город стал местом проведения чемпионата Украины по воздухоплаванию на тепловых аэростатах и международного фестиваля воздухоплавателей. Во время фестиваля традиционно проходят соревнования воздухоплавателей на кубок Н. Соковнина. Николай Михайлович Соковнин (1811 - 1894 гг.) - вице-адмирал, участник первой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания - много лет был военным комендантом Феодосии.
Феодосия сохраняет славу одного из культурных центров Крыма. Здесь творят яркие самобытные поэты и писатели, художники и музыканты, издаются книги. Феодосия также город музеев.

Профессиональная

фотовидеосьемка

детских праздников.

Индивидуальные

фотосессии.

СТО "УНИВЕРСАЛ-СЕРВИС"